Обязательные работы в законодательстве об административных правонарушениях.

 

Обязательные работы в законодательстве об административных правонарушениях.

 

Ранее обязательные работы в качестве вида наказания применялись только в уголовном законодательстве в качестве основного вида наказания. В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», с 1 января 2013 данный вид наказания будет применяться и в качестве вида наказания за административные правонарушения.

В соответствии со ст. 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Вместе с тем, законодательно очерчен круг лиц, к которым обязательные работы не применяются. К таковым относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Обязательные работы назначаются судом.

Согласно ст. 32.13 КоАП РФ, постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых отбывается этот вид наказания, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

    Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

     На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания наказания.

     В случае уклонения лица от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, судебный пристав – исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В КоАП РФ содержится три статьи, санкции которых предусматривают наказание в виде обязательных работ:

1.                     нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2 КоАП РФ); 

2.                      организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2 КоАП РФ);

3.                     блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18 КоАП РФ).

Кроме того, в ряд положений КоАП РФ  внесены существенные изменения, касающегося порядка применения такого вида административного наказания как обязательные работы.

Так, согласно абз.2 ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ, в качестве исключения из общего правила установлено, что присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем, наряду с административным арестом, административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства обязательные работы, является обязательным.

Также, согласно ч.2 ст. 31.6 КоАП РФ, принесение протеста на постановление об обязательных работах не приостанавливает исполнение этого постановления.

Таким образом, введение нового вида административного наказания – обязательных работ в законодательство об административных правонарушениях служит цели предупреждения совершения новых правонарушений с учетом индивидуализации наказания, и, как следствие, наиболее полной реализации таких задач законодательства об административных правонарушениях, как защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан.

 

Прокуратура Рыбно-Слободского района

14.12.2012

Последнее обновление: 18 декабря 2012 г., 10:20

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International